Турист Иван Давыдко (Davydko_Ivan)
Иван Давыдко — был вчера 8:58
Пришла весна.
Фотоальбом

Лавришево, Любча, Новогрудок и Вселюб

realme C25s
13
Новогрудок, Любча, Вселюб — Беларусь Август 2022

Моя поездка в города Лавришево, Любча, Новогрудок и Вселюб.

На санитарной остановке.
На санитарной остановке.
Свято-Елисеевский Ла́вришевский мужской монастырь — монастырь в Новогрудской епархии Белорусской православной церкви, самый ранний по времени основания из действующих мужских монастырей в Беларуси. Расположен близ д. Гнесичи (Щорсовский сельсовет Новогрудского района Гродненской области), справа от р. Нёман. Был одним из важнейших духовных центров на белорусских землях со времени основания Великого Княжества Литовского. Первый из белорусских монастырей, который, по историко-документальным сведениям, называли лаврой (XVI век).
Свято-Елисеевский Ла́вришевский мужской монастырь — монастырь в Новогрудской епархии Белорусской православной церкви, самый ранний по времени основания из действующих мужских монастырей в Беларуси. Расположен близ д. Гнесичи (Щорсовский сельсовет Новогрудского района Гродненской области), справа от р. Нёман. Был одним из важнейших духовных центров на белорусских землях со времени основания Великого Княжества Литовского. Первый из белорусских монастырей, который, по историко-документальным сведениям, называли лаврой (XVI век).
По Галицко-Волынской летописи, старший сын первого великого князя ВКЛ Миндовга — Войшелк — принял постриг и по прошествии трёх лет «основал себе монастырь на реке на Нёмане между Литвой и Новым городком, и тут жил». Было это около 1260 года[2], наиболее вероятно — в 1257 или 1258. В дальнейшем, после гибели Миндовга, Войшелк был вынужден выйти из монастыря, чтобы прекратить смуту в государстве; он возглавил ВКЛ в 1264—1267 гг., но продолжал носить иноческое одеяние поверх княжеского. После восстановления порядка Войшелк передал правление великому князю Шварну Даниловичу (мужу своей сестры), а сам удалился в Угровский монастырь в Волынской земле.От предполагаемого иноческого имени Войшелка — Лаврентий (Лавриш) — возможно, местность и получила название Лавришево.
По Галицко-Волынской летописи, старший сын первого великого князя ВКЛ Миндовга — Войшелк — принял постриг и по прошествии трёх лет «основал себе монастырь на реке на Нёмане между Литвой и Новым городком, и тут жил». Было это около 1260 года[2], наиболее вероятно — в 1257 или 1258. В дальнейшем, после гибели Миндовга, Войшелк был вынужден выйти из монастыря, чтобы прекратить смуту в государстве; он возглавил ВКЛ в 1264—1267 гг., но продолжал носить иноческое одеяние поверх княжеского. После восстановления порядка Войшелк передал правление великому князю Шварну Даниловичу (мужу своей сестры), а сам удалился в Угровский монастырь в Волынской земле.От предполагаемого иноческого имени Войшелка — Лаврентий (Лавриш) — возможно, местность и получила название Лавришево.
Первым настоятелем монастыря был Елисей, согласно житию, он, возможно, являлся сыном Тройденя, великого князя ВКЛ в 1270—1281. (Иногда Елисея называют сыном великого князя Тройната, эта неточность возникла, видимо, из-за схожести имён.) По некоторым сведениям, духовным отцом Елисея был Лаврентий Туровский. В ночь на 23 октября (5 ноября, год неизвестен) Елисей был убит послушником, который совершил это, находясь в состоянии помрачения. Послушник излечился от беснования, прикоснувшись к телу Елисея.
Первым настоятелем монастыря был Елисей, согласно житию, он, возможно, являлся сыном Тройденя, великого князя ВКЛ в 1270—1281. (Иногда Елисея называют сыном великого князя Тройната, эта неточность возникла, видимо, из-за схожести имён.) По некоторым сведениям, духовным отцом Елисея был Лаврентий Туровский. В ночь на 23 октября (5 ноября, год неизвестен) Елисей был убит послушником, который совершил это, находясь в состоянии помрачения. Послушник излечился от беснования, прикоснувшись к телу Елисея.
Постепенно количество братии увеличилось, и монастырь стал лаврой — это ещё одно объяснение названия Лавришево. В начале XIV века (не позже 1329 года) для монастыря было переписано знаменитое Лавришевское Евангелие — выдающийся пример иллюстрированной рукописной книги Средневековья. В XVI веке в монастыре были собственные школа и библиотека, насчитывающая более 300 томов. Также была конюшня, печатный дом, столярная и другие мастерские.
Но пережив два набега татар и несколько войн, братия монастыря постепенно уменьшалась. К началу XIX века в монастыре насчитывалось всего 5 человек. Тогда последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь закрыли.
Постепенно количество братии увеличилось, и монастырь стал лаврой — это ещё одно объяснение названия Лавришево. В начале XIV века (не позже 1329 года) для монастыря было переписано знаменитое Лавришевское Евангелие — выдающийся пример иллюстрированной рукописной книги Средневековья. В XVI веке в монастыре были собственные школа и библиотека, насчитывающая более 300 томов. Также была конюшня, печатный дом, столярная и другие мастерские. Но пережив два набега татар и несколько войн, братия монастыря постепенно уменьшалась. К началу XIX века в монастыре насчитывалось всего 5 человек. Тогда последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь закрыли.
В начале XX века, по инициативе священномученика Митрофана, началось второе возрождение монастыря. Хоть и был отстроен и освящен храм, монастырь долго не простоял. Во время Первой Мировой войны храм в монастыре сгорел, а остальные постройки были разрушены. Видимо, к этому времени относится предание, согласно которому монастырь стоял на полуострове — его с трёх сторон омывал Нёман.
В начале XX века, по инициативе священномученика Митрофана, началось второе возрождение монастыря. Хоть и был отстроен и освящен храм, монастырь долго не простоял. Во время Первой Мировой войны храм в монастыре сгорел, а остальные постройки были разрушены. Видимо, к этому времени относится предание, согласно которому монастырь стоял на полуострове — его с трёх сторон омывал Нёман.
Третье возрождение обители началось в 1997 году. В 2007 году приход храма вновь оформлен в монастырь. 5 ноября 2009 года на территории монастыря был установлен бронзовый памятник основателю обители преподобному Елисею Лавришевскому.
На месте прежнего расположения монастыря в д. Лавришево ведутся археологические раскопки. В частности, в 2016 году при расчистке подземного сооружения обнаружены 2 неизвестных ранее саркофага.
Третье возрождение обители началось в 1997 году. В 2007 году приход храма вновь оформлен в монастырь. 5 ноября 2009 года на территории монастыря был установлен бронзовый памятник основателю обители преподобному Елисею Лавришевскому. На месте прежнего расположения монастыря в д. Лавришево ведутся археологические раскопки. В частности, в 2016 году при расчистке подземного сооружения обнаружены 2 неизвестных ранее саркофага.
На территории монастыря.
На территории монастыря.
На территории монастыря.
На территории монастыря.
На территории монастыря.
На территории монастыря.
На территории монастыря.
На территории монастыря.
Любчанский замок  — за́мок второй половины XVI века, от которого сохранились две башни в посёлке Любча Новогрудского района Гродненской области Белоруссии, на левом берегу реки Неман.
Замок был построен в 1581 году, о чём свидетельствует обнаруженный в нём флюгер с выбитой датой «1581». Инициатором строительства замка стал владевший Любчей влиятельный магнат и вельможа Великого княжества Литовского Ян Кишка. Первоначально практически все строения замка, кроме одной каменной башни, защищавшей въезд, были деревянными. Территорию замкового комплекса, кроме земляных валов, с трёх сторон окружал ров, а с четвёртой — воды реки.
В конце XVI века новый владелец значительно перестроил замок: были возведены ещё три каменные башни и каменные внутренние постройки, что значительно повысило фортификационные характеристики крепости.
Любчанский замок — за́мок второй половины XVI века, от которого сохранились две башни в посёлке Любча Новогрудского района Гродненской области Белоруссии, на левом берегу реки Неман. Замок был построен в 1581 году, о чём свидетельствует обнаруженный в нём флюгер с выбитой датой «1581». Инициатором строительства замка стал владевший Любчей влиятельный магнат и вельможа Великого княжества Литовского Ян Кишка. Первоначально практически все строения замка, кроме одной каменной башни, защищавшей въезд, были деревянными. Территорию замкового комплекса, кроме земляных валов, с трёх сторон окружал ров, а с четвёртой — воды реки. В конце XVI века новый владелец значительно перестроил замок: были возведены ещё три каменные башни и каменные внутренние постройки, что значительно повысило фортификационные характеристики крепости.
В середине XVII века хозяином Любчанского замка стал талантливый полководец, Великий гетман литовский Януш Радзивилл, в 1648—1651 годах отличившийся в войне с казаками Богдана Хмельницкого. Однако войска гетмана Ивана Золотаренко в 1655 году захватили и сожгли Любчанский замок, разрушив две башни, после чего он навсегда утратил своё значение и как военное укрепление, и как одна из резиденций Радзивиллов.
С тех пор замок неоднократно менял владельцев, пока в XIX веке остатки внутренних построек не были снесены, а на их месте, рядом с двумя сохранившимися башнями, был возведён двухэтажный дворец в стиле английской неоготики, частично разрушенный во время Первой мировой войны. В 1947—1949 гг. с использованием фундаментов и фрагментов стен дворца построена средняя школа. К середине XX в. от замка сохранились только две башни.
В 1964 году при школе, занимавшей здание дворца, был организован краеведческий музей, создание которого способствовало сохранению истории и оставшихся построек замка[1].
В 1983, 1984, 1986 гг. на территории замка проводил археологические исследования Игорь Чернявский.
В середине XVII века хозяином Любчанского замка стал талантливый полководец, Великий гетман литовский Януш Радзивилл, в 1648—1651 годах отличившийся в войне с казаками Богдана Хмельницкого. Однако войска гетмана Ивана Золотаренко в 1655 году захватили и сожгли Любчанский замок, разрушив две башни, после чего он навсегда утратил своё значение и как военное укрепление, и как одна из резиденций Радзивиллов. С тех пор замок неоднократно менял владельцев, пока в XIX веке остатки внутренних построек не были снесены, а на их месте, рядом с двумя сохранившимися башнями, был возведён двухэтажный дворец в стиле английской неоготики, частично разрушенный во время Первой мировой войны. В 1947—1949 гг. с использованием фундаментов и фрагментов стен дворца построена средняя школа. К середине XX в. от замка сохранились только две башни. В 1964 году при школе, занимавшей здание дворца, был организован краеведческий музей, создание которого способствовало сохранению истории и оставшихся построек замка[1]. В 1983, 1984, 1986 гг. на территории замка проводил археологические исследования Игорь Чернявский.
В 2003 г. был создан благотворительный фонд «Любчанский замок», который возглавил Иван Антонович Печинский. Стараниями профессорско-преподавательского состава и студентов Белорусского национального технического университета была осуществлена разработка проектной документации для проведения реставрационных работ в Любчанском замке.
В 2011 г. восточный склон замчища раскапывала Ирина Ганецкая, была найдена каменная стена, шедшая от надвратной к восточной башне, в сторону местечка, а также остатки старого крыльца, которое находилось между замковым флигелем и надвратной башней. В 2012 г. Андреем Метельским изучался участок прясла стены между въездной и юго-восточной башнями.
В 2003 г. был создан благотворительный фонд «Любчанский замок», который возглавил Иван Антонович Печинский. Стараниями профессорско-преподавательского состава и студентов Белорусского национального технического университета была осуществлена разработка проектной документации для проведения реставрационных работ в Любчанском замке. В 2011 г. восточный склон замчища раскапывала Ирина Ганецкая, была найдена каменная стена, шедшая от надвратной к восточной башне, в сторону местечка, а также остатки старого крыльца, которое находилось между замковым флигелем и надвратной башней. В 2012 г. Андреем Метельским изучался участок прясла стены между въездной и юго-восточной башнями.
В июле 2014 года были проведены работы по выявлению северо-западной башни, стоявшей на обрывистом берегу Немана. Кроме фундамента башни был найден и вещевой материал. Это в основном кухонная посуда и печная плитка XVII—XIX вв., керамическая черепица, изредка встречается стеклянная посуда XVIII—XIX вв., также планируется открыть остатки четвёртой — северо-западной башни и остатки замковой застройки[1]. По состоянию на 2021 год стены северо-западной башни подняты до уровня фундамента и накрыты временным навесом, а также сделаны каркас купола для неё и формы для бойниц, выровнен и подсыпан вал, с северо-запада он углублён на 2 метра. Там, где планируется восстановление западной стены, вбиты сваи на глубину 5,5 м. Проведены подготовительные работы для продолжения строительства северной стены. Заготовлено 40 кубов бута для строительства дамбы, примыкающей к северной (дозорной) башне.
По проекту после строительства второй дамбы возле восточной (деревянной) башни замок будет обводнен — то есть рвы с трех сторон будут заполнены водой
В июле 2014 года были проведены работы по выявлению северо-западной башни, стоявшей на обрывистом берегу Немана. Кроме фундамента башни был найден и вещевой материал. Это в основном кухонная посуда и печная плитка XVII—XIX вв., керамическая черепица, изредка встречается стеклянная посуда XVIII—XIX вв., также планируется открыть остатки четвёртой — северо-западной башни и остатки замковой застройки[1]. По состоянию на 2021 год стены северо-западной башни подняты до уровня фундамента и накрыты временным навесом, а также сделаны каркас купола для неё и формы для бойниц, выровнен и подсыпан вал, с северо-запада он углублён на 2 метра. Там, где планируется восстановление западной стены, вбиты сваи на глубину 5,5 м. Проведены подготовительные работы для продолжения строительства северной стены. Заготовлено 40 кубов бута для строительства дамбы, примыкающей к северной (дозорной) башне. По проекту после строительства второй дамбы возле восточной (деревянной) башни замок будет обводнен — то есть рвы с трех сторон будут заполнены водой
Во дворе Любчанского замка.
Во дворе Любчанского замка.
Вид на Нёман.
Вид на Нёман.
Церковь возвели в 1519 году на средства гетмана великого литовского Константина Острожского и православного митрополита Иосифа Солтана.

Она сочетает в себе два архитектурных стиля – позднюю готику и ренессанс. В 30-х годах ХVІІ века к западной части Борисо-Глебской церкви добавили помещение с двумя башнями, прорезанными узкими бойницами. Эта перестройка пришлась на то время, когда в церковной жизни Новогрудка, да и всего Великого княжества, происходили глобальные перемены, связанные с утверждением новой религии – униатства, которая к концу следующего, ХVІІІ столетия, стала главенствующей в ВКЛ. В 1839 году храм вернули православным.
Церковь возвели в 1519 году на средства гетмана великого литовского Константина Острожского и православного митрополита Иосифа Солтана. Она сочетает в себе два архитектурных стиля – позднюю готику и ренессанс. В 30-х годах ХVІІ века к западной части Борисо-Глебской церкви добавили помещение с двумя башнями, прорезанными узкими бойницами. Эта перестройка пришлась на то время, когда в церковной жизни Новогрудка, да и всего Великого княжества, происходили глобальные перемены, связанные с утверждением новой религии – униатства, которая к концу следующего, ХVІІІ столетия, стала главенствующей в ВКЛ. В 1839 году храм вернули православным.
Под алтарем церкви в 1960-х годах ученые обнаружили замечательный храм ХІІ века, который хорошо сохранился на высоту в полтора метра от уровня фундамента и выстроен в древнерусских традициях. В стенах Борисо-Глебской церкви сберегается чудотворная икона Божьей Матери Новогрудской (в православной интерпретации).
Под алтарем церкви в 1960-х годах ученые обнаружили замечательный храм ХІІ века, который хорошо сохранился на высоту в полтора метра от уровня фундамента и выстроен в древнерусских традициях. В стенах Борисо-Глебской церкви сберегается чудотворная икона Божьей Матери Новогрудской (в православной интерпретации).
Дом-музе́й Ада́ма Мицке́вича (белор. Дом-музей Адама Міцкевіча) — музей, расположенный в городе Новогрудок Гродненской области Белоруссии, в доме, где проживали родители знаменитого польского и белорусского поэта Адама Мицкевича.
Дом-музе́й Ада́ма Мицке́вича (белор. Дом-музей Адама Міцкевіча) — музей, расположенный в городе Новогрудок Гродненской области Белоруссии, в доме, где проживали родители знаменитого польского и белорусского поэта Адама Мицкевича.
В 1806—1807 годах отец Адама Мицкевича, Миколай Мицкевич, построил дом в Новогрудке. После смерти отца в 1812 году семья Мицкевичей переехала жить во флигель на участке. После смерти матери 9 октября 1820 года хозяином дома стал старший из 4 братьев Франтишек Мицкевич. Адама Мицкевича выслали в Россию. Александр Мицкевич имел правовую практику в Киеве. Самый младший Юрий Мицкевич работал врачом на Волыни. В 1833 году у Франциска отобрали дом за участие в восстании 1830—1831 годов. В 1863 году сгорел деревянный флигель. В 1881 году сгорел и дом, который отстроили в изменённом виде через несколько лет. 16 сентября 1920 года революционный комитет Новогрудский уезда издал приказ о создании музея и библиотеки имени Адама Мицкевича в доме, где тот жил. Через 2 недели Войско Польское заняло Новогрудок в ходе польско-советской войны. 28 июня 1931 года Мицкевичевский комитет во главе с Новогрудским воеводой Зигмунтом Бочковичем  (польск.)рус. установил на бывшем доме Мицкевичей памятную доску с надписью по-польски: «здесь на заре жизни раскрыл крылья для поэтического взлета Адам Мицкевич». В 1936 году во флигеле разместили экспозицию будущего музея. Первым руководителем музея стал Владислав Ляруй.
В 1806—1807 годах отец Адама Мицкевича, Миколай Мицкевич, построил дом в Новогрудке. После смерти отца в 1812 году семья Мицкевичей переехала жить во флигель на участке. После смерти матери 9 октября 1820 года хозяином дома стал старший из 4 братьев Франтишек Мицкевич. Адама Мицкевича выслали в Россию. Александр Мицкевич имел правовую практику в Киеве. Самый младший Юрий Мицкевич работал врачом на Волыни. В 1833 году у Франциска отобрали дом за участие в восстании 1830—1831 годов. В 1863 году сгорел деревянный флигель. В 1881 году сгорел и дом, который отстроили в изменённом виде через несколько лет. 16 сентября 1920 года революционный комитет Новогрудский уезда издал приказ о создании музея и библиотеки имени Адама Мицкевича в доме, где тот жил. Через 2 недели Войско Польское заняло Новогрудок в ходе польско-советской войны. 28 июня 1931 года Мицкевичевский комитет во главе с Новогрудским воеводой Зигмунтом Бочковичем (польск.)рус. установил на бывшем доме Мицкевичей памятную доску с надписью по-польски: «здесь на заре жизни раскрыл крылья для поэтического взлета Адам Мицкевич». В 1936 году во флигеле разместили экспозицию будущего музея. Первым руководителем музея стал Владислав Ляруй.
Дом-музей был очищен для посетителей 11 сентября 1938 года. После присоединения Западной Белоруссии к БССР 3 декабря 1940 года Совет народных комиссаров Белорусской ССР утвердил постановление о передаче дома-музея Министерство культуры Народному комиссариату просвещения БССР. Бюджет на 1941 год предусматривал ремонт музея и создание библиотеки. В музее находились судебные акты отца и деда Адама Мицкевича, написанные гусиным пером, письма Адама Мицкевича к друзьям и Мариле Верещаке, книги из домашней библиотеки в Париже. В музее были памятки о Мариле Верещаке: кованный обручами сундук, зеркало, шаль и крест из её спальни, фотографии. В июне 1941 года был разрушен немецкой авиабомбой, а в 1945 году большинство связанных с поэтом экспонатов вывезено в Польшу. В 1948 году Новогрудский Совет депутатов трудящихся одобрил решение об обновлении музея. Экспозиция базировалась на вещах присланных из музея Адама Мицкевича в Варшаве и других учреждений Белоруссии, Польши, Литвы, России и Украины[3]. В честь столетия со дня смерти Адама Мицкевича 26 ноября 1955 года музей был снова открыт.
Дом-музей был очищен для посетителей 11 сентября 1938 года. После присоединения Западной Белоруссии к БССР 3 декабря 1940 года Совет народных комиссаров Белорусской ССР утвердил постановление о передаче дома-музея Министерство культуры Народному комиссариату просвещения БССР. Бюджет на 1941 год предусматривал ремонт музея и создание библиотеки. В музее находились судебные акты отца и деда Адама Мицкевича, написанные гусиным пером, письма Адама Мицкевича к друзьям и Мариле Верещаке, книги из домашней библиотеки в Париже. В музее были памятки о Мариле Верещаке: кованный обручами сундук, зеркало, шаль и крест из её спальни, фотографии. В июне 1941 года был разрушен немецкой авиабомбой, а в 1945 году большинство связанных с поэтом экспонатов вывезено в Польшу. В 1948 году Новогрудский Совет депутатов трудящихся одобрил решение об обновлении музея. Экспозиция базировалась на вещах присланных из музея Адама Мицкевича в Варшаве и других учреждений Белоруссии, Польши, Литвы, России и Украины[3]. В честь столетия со дня смерти Адама Мицкевича 26 ноября 1955 года музей был снова открыт.
В 1989—1991 годах польская фирма «Budimex» провела реконструкцию, после чего дом-музей приобрел современный вид. Было восстановлено главное здание по образцу начала XIX века, на территории усадьбы построен флигель (малый жилой дом), который соединяется с основным зданием подземным переходом, а также амбар, колодец, беседка. 12 сентября 1992 года состоялось торжественное открытие новой экспозиции, переданной Варшавским музеем литературы сроком на 9 лет.
Действующая сегодня экспозиция открыта 25 мая 2001 года. Работы по её созданию велись за средства из бюджета Новогрудского района и были выполнены предприятием «Минский художественный комбинат». Директор музея — Николай Гайба. Авторы научной концепции — сотрудники дома-музея.
В 1989—1991 годах польская фирма «Budimex» провела реконструкцию, после чего дом-музей приобрел современный вид. Было восстановлено главное здание по образцу начала XIX века, на территории усадьбы построен флигель (малый жилой дом), который соединяется с основным зданием подземным переходом, а также амбар, колодец, беседка. 12 сентября 1992 года состоялось торжественное открытие новой экспозиции, переданной Варшавским музеем литературы сроком на 9 лет. Действующая сегодня экспозиция открыта 25 мая 2001 года. Работы по её созданию велись за средства из бюджета Новогрудского района и были выполнены предприятием «Минский художественный комбинат». Директор музея — Николай Гайба. Авторы научной концепции — сотрудники дома-музея.
Книги Адама Мицкевича.
Книги Адама Мицкевича.
Памятник Адаму Мицкевичу в центре Новогрудка.
Памятник Адаму Мицкевичу в центре Новогрудка.
Новогру́дский за́мок (белор. Навагрудскі замак, польск. Zamek w Nowogródku) — замок, некогда находившийся в городе Новогрудок, был одним из ключевых опорных пунктов и одной из мощнейших крепостей в Великом княжестве Литовском, ныне его руины располагаются на склонах замковой горы. Уникальный памятник оборонительной архитектуры эпохи средневековья, древний центр Новогрудка, резиденция великих князей Великого княжества Литовского. Существовал с XIII по XVII века. Сохранились фундаменты укреплений с постройками и руины башен.
Новогру́дский за́мок (белор. Навагрудскі замак, польск. Zamek w Nowogródku) — замок, некогда находившийся в городе Новогрудок, был одним из ключевых опорных пунктов и одной из мощнейших крепостей в Великом княжестве Литовском, ныне его руины располагаются на склонах замковой горы. Уникальный памятник оборонительной архитектуры эпохи средневековья, древний центр Новогрудка, резиденция великих князей Великого княжества Литовского. Существовал с XIII по XVII века. Сохранились фундаменты укреплений с постройками и руины башен.
Сохранившееся руины замка.
Сохранившееся руины замка.
Сохранившееся руины замка.
Сохранившееся руины замка.
Новогру́дский фа́рный (приходско́й) костёл Преображе́ния Госпо́дня (белор. Наваградскі фарны касцёл Перамянення Божага) — католический храм в городе Новогрудок, Гродненская область, Республика Беларусь. Относится к Новогрудскому деканату Гродненского диоцеза. Памятник архитектуры эпохи Великого княжества Литовского в Новогрудке. Построен великим князем Витовтом в готическом стиле в конце XIV века, перестроен в стиле сарматского барокко в начале XVIII века. Расположен с восточной стороны у подошвы Замковой горы на улице 1 мая.
Новогру́дский фа́рный (приходско́й) костёл Преображе́ния Госпо́дня (белор. Наваградскі фарны касцёл Перамянення Божага) — католический храм в городе Новогрудок, Гродненская область, Республика Беларусь. Относится к Новогрудскому деканату Гродненского диоцеза. Памятник архитектуры эпохи Великого княжества Литовского в Новогрудке. Построен великим князем Витовтом в готическом стиле в конце XIV века, перестроен в стиле сарматского барокко в начале XVIII века. Расположен с восточной стороны у подошвы Замковой горы на улице 1 мая.
До наших дней сохранились три готические бессистемно скомпонованные каплицы разных размеров и форм (первая половина XVII века) с нервюрными сводами и цветными витражами. Гранёные алтарные части каплиц ориентированы в разные стороны и посвящены разным святым (храм изначально закладывался в честь Всех Святых).
В храме находится почитаемая чудотворная икона Божией Матери Новогрудской в католической версии.
До наших дней сохранились три готические бессистемно скомпонованные каплицы разных размеров и форм (первая половина XVII века) с нервюрными сводами и цветными витражами. Гранёные алтарные части каплиц ориентированы в разные стороны и посвящены разным святым (храм изначально закладывался в честь Всех Святых). В храме находится почитаемая чудотворная икона Божией Матери Новогрудской в католической версии.
Внутри костёла.
Внутри костёла.
Внутри костёла.
Внутри костёла.
Внутри костёла.
Внутри костёла.
Внутри костёла.
Внутри костёла.
Усадьба Литовка возле озера Литовка.
Усадьба Литовка возле озера Литовка.
Усадьба Литовка.
Усадьба Литовка.
На остановке пассажирского транспорта возле усадьбы Литовка.
На остановке пассажирского транспорта возле усадьбы Литовка.
Церковь Святого Казимира (белор. Касцёл Святога Казіміра) — католический храм в агрогородке Вселюб, Гродненская область, Белоруссия. Относится к Новогрудскому деканату Гродненского диоцеза. Построен до 1433 года, по некоторым данным, самый старый католический храм на территории современной Белоруссии.
Храм несколько раз на протяжении истории менял название. В 1642 году он был освящён во имя Святого Казимира, затем периодически менял имя, в связи с чем в некоторых источниках называется также «Костёлом Воздвижения Святого Креста» и «Костёлом Иоанна Крестителя». В 1991 году храм был переосвящён после реконструкции под именем Святого Казимира и сейчас официально именуется именно так.
Церковь Святого Казимира (белор. Касцёл Святога Казіміра) — католический храм в агрогородке Вселюб, Гродненская область, Белоруссия. Относится к Новогрудскому деканату Гродненского диоцеза. Построен до 1433 года, по некоторым данным, самый старый католический храм на территории современной Белоруссии. Храм несколько раз на протяжении истории менял название. В 1642 году он был освящён во имя Святого Казимира, затем периодически менял имя, в связи с чем в некоторых источниках называется также «Костёлом Воздвижения Святого Креста» и «Костёлом Иоанна Крестителя». В 1991 году храм был переосвящён после реконструкции под именем Святого Казимира и сейчас официально именуется именно так.
Впервые Вселюб упомянут в 1422 году на печати Яна Немиры. Католический храм в готическом стиле был, вероятно, выстроен или самим Ян Немирой или его сыном Андреем.
После смерти в 1573 году воеводы полоцкого Станислава Довойны, владевшего Вселюбом, местечко перешло в руки Николая Радзивилла «Рыжего». Последний, будучи ярым кальвинистом, превратил вселюбский храм в кальвинистский. За время пребывания у кальвинистов храм подвергся перестройке, готические своды были заменены деревянными перекрытиями, а контрфорсы уменьшены.
Впервые Вселюб упомянут в 1422 году на печати Яна Немиры. Католический храм в готическом стиле был, вероятно, выстроен или самим Ян Немирой или его сыном Андреем. После смерти в 1573 году воеводы полоцкого Станислава Довойны, владевшего Вселюбом, местечко перешло в руки Николая Радзивилла «Рыжего». Последний, будучи ярым кальвинистом, превратил вселюбский храм в кальвинистский. За время пребывания у кальвинистов храм подвергся перестройке, готические своды были заменены деревянными перекрытиями, а контрфорсы уменьшены.
В 1642 году храм был возвращён католикам и был освящён во имя Святого Казимира. После этого архитектура претерпела ещё ряд изменений — узкие стрельчатые готические окна были переделаны в более широкие, алтарная часть была выровнена по высоте с основным объемом здания. В 1897 году к главному фасаду храма пристроили трехъярусную башню-колокольню, которая, несмотря на то, что почти на 500 лет моложе основной части, вполне гармонично с ней сочетается.
В 1986 году в здании произошёл сильный пожар, с 1988 по 1991 год шла реставрация. Повторное освящение храма со имя Святого Казимира произошло 14 сентября 1991 года.
В 1642 году храм был возвращён католикам и был освящён во имя Святого Казимира. После этого архитектура претерпела ещё ряд изменений — узкие стрельчатые готические окна были переделаны в более широкие, алтарная часть была выровнена по высоте с основным объемом здания. В 1897 году к главному фасаду храма пристроили трехъярусную башню-колокольню, которая, несмотря на то, что почти на 500 лет моложе основной части, вполне гармонично с ней сочетается. В 1986 году в здании произошёл сильный пожар, с 1988 по 1991 год шла реставрация. Повторное освящение храма со имя Святого Казимира произошло 14 сентября 1991 года.
Несмотря на многочисленные перестройки XVI—XVIII веков храм см. Казимира сохранил свою готическую основу XV века. Главным изменением внешнего вида храма стала пристройка к храму башни-колокольни в конце XIX века.
Изначальный храм начала XV в. имел четко готические черты, что доказывает характерная для готических строений кладка кирпичей и наличие в прошлом нервюрных и звёздчатых сводов.
Несмотря на многочисленные перестройки XVI—XVIII веков храм см. Казимира сохранил свою готическую основу XV века. Главным изменением внешнего вида храма стала пристройка к храму башни-колокольни в конце XIX века. Изначальный храм начала XV в. имел четко готические черты, что доказывает характерная для готических строений кладка кирпичей и наличие в прошлом нервюрных и звёздчатых сводов.
Основной объём храма — квадратный в плане, накрыт двускатной крышей. Общие размеры строения 23,5 на 13 метров. С востока к основному объёму примыкает довольно большой прямоугольный пресвитерий, заканчивающийся трёхгранной апсидой.
Неподалёку от храма расположено хорошо сохранившееся здание плебании (начало XX века).
Основной объём храма — квадратный в плане, накрыт двускатной крышей. Общие размеры строения 23,5 на 13 метров. С востока к основному объёму примыкает довольно большой прямоугольный пресвитерий, заканчивающийся трёхгранной апсидой. Неподалёку от храма расположено хорошо сохранившееся здание плебании (начало XX века).
Внутри костёла.
Внутри костёла.

Теги: Автобусные туры

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому